Пятница, 26.04.2024, 18:28
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Друзья сайта
ЦДООШ
Block title
Block content
Block title
Block content
Горячая линия
Главная » Статьи » Опека и попечительство

Жестокое обращение с детьми. Что это такое?

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное проживание. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. (Статья 54 Семейного кодекса РФ). Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Основные правовые документы

- Конвенция о правах ребенка

-Конституция РФ

- Семейный кодекс РФ

- Закон РФ «Об образовании»

- Административный кодекс РФ

- Уголовный кодекс

Основные формы жестокого обращения с детьми

- физическое

- психическое (эмоциональное)

- сексуальное насилие

- пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость)

Физическое насилие над ребенком – это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений. Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.

Основными признаками, позволяющими заподозрить физическое насилие над ребенком, являются:

− неоднократность обращения родителей за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений (значимость этого признака ограничивается тем, что родители могут обращаться в разные медицинские учреждения);

− несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обстоятельствах получения травмы (например, двухлетний ребенок вряд ли может сломать ногу, упав с дерева, поскольку не способен на него забраться), наличие множественных повреждений противоречит объяснению их однократным падением;

− характер повреждений, свидетельствующий о жестоком обращении, (нельзя объяснить естественными причинами наличие подкожных гематом («синяков») у грудного ребенка или специфических ожогов, возникающих от сигарет, у детей более старшего возраста)

− выявление у ребенка признаков других форм жестокого обращения, например, сексуального насилия или пренебрежения его основными потребностями;

− немотивированное промедление родителей с обращением за помощью, особенно в тех случаях, когда тяжесть повреждений требовала экстренного медицинского вмешательства (например, кровотечение, остановленное с помощью жгута) или повреждения должны были вызывать у ребенка сильную боль (например, перелом или трещина в кости);

− неадекватное поведение родителей, стремление преуменьшить тяжесть повреждений, имеющихся у ребенка;

− наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать агрессию со стороны родителей (постоянный плач по ночам у грудных детей, плохой аппетит у детей раненого возраста, назойливость, приставание к взрослым у дошкольников, воровство или уходы из дома у подростков);

− предъявление родителями к ребенку требований, которые не соответствуют его физическим или интеллектуальным возможностям либо уровню развития (нельзя требовать от двухлетнего ребенка понимания необходимости быстро поесть, потому что его мать опаздывает на работу, капризы маленького ребенка не должны рассматриваться родителями как сознательное стремление досадить им).

Каждый из указанных выше признаков, взятый по отдельности, не позволяет с достаточно высокой вероятностью предполагать насильственный характер полученной ребенком травмы. Однако совокупность из нескольких признаков дает все основания предположить физическое насилие. К сожалению, далеко не всегда у специалистов имеется возможность осмотра ребенка для выявления у него телесных повреждений и оценки их характера. Значительно чаще выявить детей, подвергшихся физическому насилию, позволяют имеющиеся у них психологические и поведенческие нарушения.

К особенностям поведения детей младшего возраста (до 3-х лет), подвергшимся физическому насилию, относятся:

− малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);

− боязнь родителей или взрослых;

− постоянная настороженность;

− плаксивость, капризность;

− печальный внешний вид, редкое проявление радости;

- агрессивность.

Дети дошкольного возраста проявляют:

− пассивность, смирение с происходящим;

− чрезмерную уступчивость, заискивающее поведение;

− псевдовзрослое поведение;

− агрессивность;

− жестокость по отношению к животным;

− лживость и воровство.

Детям младшего школьного возраста присуще:

− стремление скрыть причину имеющихся у них травм;

− нежелание возвращаться домой после школы;

− замкнутость, отсутствие друзей;

− плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация

внимания;

− агрессивность;

− воровство;

− уходы из дома.

Подросткам характерны:

− бродяжничество;

− делинквентное поведение;

− употребление алкоголя или наркотиков;

− депрессия, суицидальные попытки.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.

Психическое насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах. В его возникновении большое значение имеет механизм социального наследования (воспроизведение в собственной семье моделей, поведения, усвоенных в детстве). Каждый третий родитель, из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращаются со своими собственными детьми. Наиболее высок риск психического насилия над ребенком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребенком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Тяжелым разочарованием для них становится понимание того, что любовь и привязанность ребенка необходимо зарабатывать тяжелым повседневным трудом. Также велик риск психического насилия со стороны некоторых лиц, заменяющих родителей.

Во-первых, это родственники, как правило, пожилые, которые становятся опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав. Они соглашаются на установление опеки из жалости к детям, не предвидя в полном объеме всех трудностей, с которыми им предстоит столкнуться.

Во-вторых, это лица, усыновляющие или берущие под опеку детей из интернатных учреждений. Они рассчитывают на безусловную и преданную любовь этих детей, но при этом не имеют родительских навыков, не умеют находить выход из сложных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе воспитания. Сталкиваясь с непослушанием ребенка, отставанием его в психическом развитии и проблемами в поведении, коррекция которых требует значительных усилий, не видя от него ожидаемой любви, опекуны или усыновители испытывают разочарование и обиду на ребенка, не оправдавшего их необоснованных надежд.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

  • Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста
  • Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, злость
  • Недостаточная способность к контролю собственного поведения;
  • Низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков)
  • Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность
  • Неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;
  • Трудности в общении со сверстниками.

В большинстве случаев психического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка. Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы получения эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).

 

Сексуальное насилие любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции

Влияние на ребёнка:

  • Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия
  • Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым
  • Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий
  • Может жаловаться на физическое нездоровье

 

Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка), невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

 

Формами пренебрежения нуждами ребенка являются:

• оставление ребенка без присмотра;

• отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

• непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;

• несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;

• приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;

• отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;

• несоответствие одежды ребенка погодным условиям;

• непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;

• неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в не правильной дозировке;

• опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п.

• отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрезвычайно коварной формой жестокого обращения.

Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания общения со взрослыми, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от недоедания, холода, безразличного отношения взрослых и постоянно болеет. Пренебрежение основными потребностями ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые без труда могут завоевывать их привязанность, делая небольшие подарки и демонстрируя свое участие.

Таким образом, любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких видов насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

Причины жестокого обращения:

  • Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку
  • Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком
  • Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами
  • Семейные традиции (меня так воспитывали)
  • Алкоголизм и наркомания в семье
  • Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

  • Административная ответственность – родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35)
  • Уголовная ответственность-

Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие (ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110 УК РФ).

  • Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ (ст. 69 – лишение родительских прав, ст. 73 – ограничение родительских прав, ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни).
  • Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания.

Если Вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми – не молчите!!!

Сообщите об этом в органы опеки и попечительства или в полицию.

Ваше неравнодушие может спасти детскую жизнь!

Категория: Опека и попечительство | Добавил: RMK2010 (01.03.2019)
Просмотров: 570 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]